ПРИХОД СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО г. Екатеринбург

ПРИХОД СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО г. Екатеринбург

Икона дня
Баннеры
Архив новостей
Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Как сделать своего ребёнка счастливым?

                      Каждая мать, рождая ребёнка, желает ему счастья и прилагает к этому все усилия. Порой всю свою жизнь родители посвящают только ребёнку, отказывая себе во всём, лишь бы у ребёнка было всё как у других, и даже лучше. А результат оказывается печальным. Либо чрезмерно опекаемый и уже взрослый ребёнок не в состоянии прокормить себя, либо, успешно сделав карьеру, он забывает о своих престарелых родителях.

В чём же дело? Что было сделано неправильно?

 

  1. Особенности детского возраста. Психологическая периодизация детского развития.

Детство – это важнейший период становления человека, так как в этот период закладываются основы его физического и психического здоровья. Значение воспитания, как духовного, так и светского в этот период особенно велико.

Раннее детство характеризуется как самый тёмный период нашей жизни. Но именно в этот период закладываются основы личности, формируется психологический тип человека. Причём это формирование происходит в глубине детской души, и не только дитя не понимает, что с ним происходит, но не понимаем и мы. Хотя порой мы чувствуем, что в душе ребёнка происходит какой-то сложный процесс, что дитя переживает какую-то внутреннюю драму. Как помочь ребёнку? Может быть, купить побольше новых игрушек, исполнять все прихоти и капризы, лишь бы он не плакал и успокоился? Или прикрикнуть на него, чтобы он замолчал? Что же делать?

Необходимо знать, что психофизическое развитие ребёнка совершается не плавно, скачкообразно, неравномерно. Стабильные периоды развития (периоды молекулярного накопления), когда ребёнок как бы накапливает информацию из окружающей среды, сменяются кризисами. Во время кризиса тот психологический, физиологический материал, который накопил ребёнок, входит в конфликт с новым раздражителем из окружающей среды. Поэтому ребёнок не знает, как реагировать на эти новые, не знакомые раздражители – плакать или смеяться, хорош это для него или плохо. В короткий срок ребёнок меняется в целом, в основных чертах. Он делает шаг вперёд в своём развитии (ведь реагировать на незнакомый раздражитель необходимо), но это сопровождается трудновоспитуемостью, ребёнок непослушен, возникают конфликты; снижается успеваемость, работоспособность в отроческом возрасте.

 

  1. Благодатное действие таинства крещения.

            Для того, чтобы помочь ребёнку, особенно во время психологических кризисов, родителям необходимо твёрдо верить, что человек сотворён по образу и подобию Божию, что человек трёхсоставен и состоит из духа, души и тела. Но каждый человек рождается с печатью первородного греха, так как прародительский грех перешёл от Адама во всё человеческое естество. Первородный грех наследуется через физическое рождение как повреждение духовно-телесной человеческой природы и проявляется как склонность ко греху.

Апостол Павел так характеризует это состояние: «Не понимаю, что делаю; потому что не делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…»[Рим.7:15,19].

Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием, он смывается только благодатию Божией в Таинстве крещения. Вот почему над младенцем необходимо совершить таинство крещения, чтобы ребёнок не был «чадом гнева» Божьего, как писал апостол Павел о некрещёных.

Как действует благодать в душе человека в Таинстве крещения? Блаженный Диодох объясняет силу крещения следующим образом: «…до крещения грех живёт в сердце, а благодать извне действует; после же сего благодать вселяется в сердце, а грех влечёт извне. Он изгоняется из сердца как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин; беспокоит и тревожит, но не повелевает».

Благодать при совершении таинства крещения должна сочетаться со свободным желанием человека, его жаждой этой благодати, посвящением себя Богу и стремлением к новой благодатной жизни со Христом. Человек отдаёт свою свободную волю Богу и становится «чадом Божиим».

Но у младенца нет ещё свободного желания отдать свою волю Христу, он не способен самостоятельно сделать первый шаг к началу христианской жизни. Между тем, это условие должно быть непременно исполнено. И оно исполняется действительно. Как? На этот вопрос отвечает святитель Феофан: «Благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней всё одна так, как бы при сём участвовала и свобода. На том единственном основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично младенец, когда придёт в сознание. Сам охотно посвятит себя Богу…»

Какое действие благодать оказывает на душу младенца? Благодать заглушает и укрощает греховные склонности в младенце. Но если не заниматься религиозным воспитанием ребёнка, то грех оживёт и восстанет в душе ребёнка с такой силой, что через навык ко греху сделается её сделается её как бы природным свойством. И для ребёнка главным в его жизни станет не любовь к Богу и людям, не совесть, не милосердие, не послушание. А гордыня, дерзость, непокорство.

 

  1. Цель и задачи православного воспитания.

            Итак, одного совершения таинства крещения над младенцем недостаточно, необходимо религиозное воспитание. Это воспитание необходимо начинать как можно раньше, когда ребёнок «полон естественной доверчивости и богат первозданной чистотой» (свт. Филарет), ведь душа ребёнка как чистый лист бумаги.

Почему религиозное воспитание важнее, чем воспитание умственных, психических, физических способностей ребёнка? Ведь это хорошо, когда ребёнок учится в музыкальной школе, изостудии (там точно плохому не научат); занимается шахматами, плаванием, лыжами – это же здоровье ребёнка! А если нанять репетиторов или самим постараться, то ребёнок будет отличником, поступит в институт на престижную специальность, сделает карьеру и будет жить хорошо. И мы, родители, будем спокойны за своих детей, мы достигли своей цели. Что же в этом плохого?

Плохо в этом проекте воспитания ребёнка то, что здесь нет места для Бога. Главная цель родителей – обеспечить приличное положение в обществе своего ребёнка. Мы забываем о бессмертной душе и высшей части её – духе. Мы заботимся о смертном теле, не думая о том – как наш ребёнок будет жить в вечности.

Мы забываем о цели творения человека, сотворённого Богом по Своему образу и подобию. В каждую душу Господь вложил стремление быть подобным Богу. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», – призывает нас Господь. И это стремление духа человека к Богу уничтожить до конца невозможно, потому что так устроен человек, именно так он сотворён Богом. Вот почему необходимо прежде всего воспитывать в ребёнке силы духовные, развивать в нём стремление уподобиться Богу, то есть обожение. «Образование не отделимо от обожения как конечной цели истинного воспитания», – утверждает митрополит Амвросий.

Итак, нам ясно, что именно духу принадлежит основное значение в человеке, так как духовный поиск Бога врождён человеку как цель земного его существования. Отсюда исходит и цель православного воспитания – создание условий, способствующих рождению духовной жизни в ребёнке. С возрастанием ребёнка необходимо обучать его не только хранить благодать, полученную при крещении, но и умножать её дары. К этому призваны родители и восприемники. Это и есть православное воспитание. Благодать, дарованная младенцу в Таинстве крещения, как семя, посаженное в землю, то есть душу ребёнка. А тоненький росток из этого семени – это духовная жизнь ребёнка. Этот росток может так и остаться тоненьким и хилым, а может возрасти в большое цветущее растение.

Об ответственности родителей за духовное воспитание детей учат нас св. отцы: «Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом она должна в нём же дать небу ангела» (свт. Иоанн Златоуст). Прп. Исидор Пелусиот пишет о родителях, не радеющих о духовном воспитании своих чад и «насаждающих в них понятие о пороке» страшные слова. Ведь такие родители приносят «чад своих в жертву демонам и примут достойное воздаяние». Вот какова величайшая ответственность родителей перед Богом и своими детьми. При этом духовное воспитание личности совсем не отрицает психофизиологического воспитания , оно также необходимо, ведь личность должна развиваться гармонично. Но главное – это духовное воспитание, остальное рассматривается как средства к достижению этого главного – обожения человека.

С чего же конкретно нужно начинать духовное воспитание ребёнка? Может быть составить график и написать: с 12 до 13.30 – духовное воспитание. Нет, необходимо начинать с себя. Если ребёнок поймёт, что Бог есть в Церкви ( веди там мама молится и крестится), а дома Бога нет ( дома мама никогда этого не делает), будьте уверены – ребёнок никогда не поверит, что Бог вездесущий, всеведущий, что Бог живой и любящий его и маму. Ребёнок сообразит, что это некая лукавая игра и будет соблюдать правила этой игры в угоду матери. Именно мать нанесёт в этом случае первый сокрушительный удар по душе ребёнка. Плоды такого лицемерного воспитания не заставят себя долго ждать. Ложь из навыка станет как бы природным свойством души ребёнка. Семя же этого греха в душу ребёнка посадила сама мать. Поэтому воспитание ребёнка начинайте с воспитания самих себя.

 

  1. Психологическая периодизация детского возраста.

                Наиболее известной является периодизация Л.С.Выготского, который ищет источник развития ребёнка в окружающей его среде и формированием отношений между ребёнком и средой.

 

  • Первый год жизни ребёнка.

                          Первый год жизни ребёнка можно разделить на 2 периода:

– новорожденность (0-2 м.)

– младенческий возраст (2 м. – 1 г.)

Первые 2 месяца рассматриваются как кризис новорожденности. Это время как бы промежуточного положения ребёнка между внутриутробным и внеутробным положением. Ребёнок физически отделён от матери, меняется способ дыхания и питания ребёнка, температурный режим. К концу 2-х месяцев жизнь новорожденного становится индивидуальным существованием, но здесь заложен первый кризис – это полная биологическая беспомощность и лишение средств общения в виде речи.

В этом возрасте важное значение имеет сенсорный контакт малыша и матери. Замечено: дети, лишённые материнской ласки, в дальнейшем проявляют себя агрессивно, у них отсутствует привязанность и сочувствие к другим людям. Они боятся всего нового.

В младенческом возрасте от 2-х месяцев до 1 года происходит становление ходьбы и появление речи – это те возрастные приобретения, которые провоцируют кризис первого года жизни. Проявляется кризис в первых актах протеста. Ребёнок стремится к общению и использует для этого жесты, которые потом сопровождаются особой речью, называемой автономной. Звуковой состав такой речи не совпадает с нашим, и мы не понимаем ребёнка и не выполняем его желаний. В ответ может быть очень бурная реакция – ребёнок может упасть на пол, кричать, бить ногами ( как говорят – «горлом берёт»).

Как воспитывать ребёнка 1-го года жизни? Ведь он такой маленький. А начать нужно, конечно, с себя. Благочестивая жизнь родителей – это мощное средство сохранения и воспитания благодати Божией в детях. Даже с первых дней жизни существует особенный путь общения душ матери и ребёнка через сердце. Об этом пути пишет святитель Феофан: «Один дух влияет на другой чувством». И это чувство – любовь. Любовь к ребёнку и любовь и благодарность к Богу за это сокровище, которое мать держит на руках. И тогда невольно из сердца матери льются молитвы Богу, и она поёт своему дитя не только колыбельные, но и церковные песнопения.

«Бог впервые приходит к ребёнку с любовью к матери», – писала мудрая Государыня Александра Федоровна.

Большое благодатное влияние имеет на детей ношение в Церковь, причащение Святых Христовых Таин,прикладывание к св. Кресту, Евангелию, иконам, благословение священника. Необходимы церковный молитвенные прошения – молебны, акафисты, сорокоусты, заказные, проскомидии. Также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели.

Всё это чудесным образом питает благодатную жизнь младенца и является по выражению свт. Филарета «самой безопасной оградой от покушения тёмных сил». Ангел же Хранитель, приставленный к младенцу с минуты крещения невидимо влияет на дитя и внушает родителям, что нужно сделать в критической ситуации.

Но в настоящее время идёт разрушение основ семьи и дети лишаются самого мощного средства воспитания – веры и благочестия родителей.

Анализ добрачного поведения свидетельствует о большом количестве нежданно рождённых детей. Количество абортов ужасает. Большинство родителей живут не только вне церковного брака, но и вне гражданского. Женятся вопреки воле родителей. Гражданские браки заключают во время постов. Отсюда очень много разводов, дети не живут со своими папами и мамами, а с чужими дядями и тётями. Когда дети вырастают, они в основном повторяют жизнь своих родителей и в свою очередь не берегут свои семьи.

Отношение к нежданному ребёнку со стороны родителей как к помехе. Ведь этот ребёнок все планы нарушил – жить негде и не на что, институт не закончен, родители не довольны. Да лучше убить этого ребёнка и тогда никаких проблем не будет. Но если всё-таки мать решается на рождение ребёнка, то он всё равно помеха для неё. Кому она нужна с ребёнком? Нежданные – это нежеланные, нелюбимые дети. И даже если мать сможет обеспечить ребёнку достаточное материальное существование, то он ответит ей холодностью или агрессией. Такой матери ребёнок не подаст стакан воды в старости.

Вот как греховная жизнь родителей мистически влияет на жизнь детей и часто определяет особенности их греховных наклонностей. Дети идут греховным путём своих отцов, то есть за грехи родителей страдают дети: «я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня»[Исх.20:5,6].

Но что же делать, если ребёнок зачат до брака и родители женятся по необходимости, если ребёнок воспитывается в неполной семье – только матерью?

Через покаяние и смирение попытаться устроить православный образ семейной жизни. Обязательно радоваться о новой жизни, которую даровал вам Бог и уповать на Его милость. Это упование матери никогда не остаётся без помощи Божией, никогда. Ребёнок, ещё находясь в утробе матери, должен знать, что его ждут, что он любим матерью и Богом. И тогда с помощью Божией воспитывают детей даже в самых тяжёлых условиях. «Я Господь, Бог твой…, творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»[Исх.20:6].

 

  • Детство.

 Детство можно разделить на 2 периода:

– раннее детство 1-3г (кризис 3-х лет)

– дошкольный возраст 3-7 лет (кризис 7 лет)

В раннем детстве, как только ребёнок встал на ноги и пошёл, круг познания окружающего мира значительно расширяется. Ребёнок обследует новые объекты, открывает их свойства, выполняя с ними разные действия. Он не говорит ни о чём другом, кроме того, что видит и слышит, поэтому ребёнок не может лгать. Развитие речи постепенно меняет восприятие мира и приводит к осмыслению его, обобщению. Например, собачки могут быть большими и маленькими, разных окрасов, но ребёнок вам всегда точно скажет, что это собачка, а не киска.

К трём годам постепенно развивается кризис. Он связан с тем, что ребёнок осознаёт своё «я».Оказывается, он – это не одно целое со своей семьёй, и даже с мамой. В итоге перестраиваются отношения к окружающим людям. И все свои поступки ребёнок мотивирует не отношением к определённым ситуациям, а отношением к людям. То есть причина или мотив поведения ребёнка не соответствует ситуации.

Это проявляется в так называемом семизвездии кризиса 3-х лет:

  • негативизм – всё поведение ребёнка идёт вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Ребёнок не хочет делать что-нибудь только потому, что это предложил кто-либо из взрослых;
  • упрямство – ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Он как бы связан своим первоначальным решением;
  • строптивость – безлична. Ребёнок в принципе против обычного образа жизни, он всем недоволен;
  • своеволие и своенравие – «хочу всё делать сам»;
  • протест, бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающим миром;
  • обесценивание – происходит обесценивание людей, игрушек. Ребёнок начинает ругаться.
  • Деспотизм – проявление власти над окружающими. Обостряется ревность к младшим.

Ребёнок становится трудновоспитуемым. В это время у ребёнка могут возникать невротические реакции, энурез, затруднения в речи, заикания, припадки. Наказания, угрозы, окрики могут способствовать развитию невротических реакций.

С 3-х лет ребёнок, овладев и навыками ухода за собой (сам кушает, одевается, «дружит» с горшком), начинает постепенно расширять свой внутренний мир, питая его тем, что он видит, знает, чувствует. Ребёнок начинает чувствовать справедливость, понимать добро и зло, красоту и безобразие, задаёт массу вопросов. Это возраст «почемучек». На свои вопросы ребёнок обязательно должен получать полные и честные ответы.

Происходит освоение словесной формы понятий. Слово становится регулятором поведения.

Центральным новообразованием к 7 годам является переход к мышлению в понятиях, развитие логического и интеллектуального мышления.

Это приводит к кризису 7 лет, который выражается в появлении самооценки ребёнка. Это совершенно новое отношение к себе, когда самостоятельно оцениваются свои собственные поступки и переживания. Например: «Со мной никто не хочет дружить. Меня никто не любит»; « Я хуже всех, потому что у меня ничего не получается на занятиях»; «Я самая красивая, потому что у меня самые красивые платья и банты»; «Я самый умный, и я лучше всех рассказываю стихи». Конечно, самооценка ребёнка необъективна, не соответствует действительности, но ведь ребёнок живёт с этой самооценкой, которая приносит ему страдания.

Как помочь ребёнку не только выйти из этих критических состояний, но и не входить в них?

Родителям необходимо начинать опять с себя. Не выходить из церковной ограды, а если вы ещё не в Церкви, то войти в неё. Пользоваться всеми благодатными средствами, о которых говорилось выше.

В этом возрасте необходимо воспитывать послушание, подчинение воли ребёнка воле родителей и обязательно страх Божий. «Страх Господень – начало премудрости»; «источник жизни» [Прем.]; «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое» (свт. Иоанн Златоуст). Страх Божий – первая ступень духовно-нравственного развития. Этот страх останавливает человека от греха. На более высокой ступени развития страх побеждается любовью (Заповеди Блаженства).

Дитя многожелательно. Не умея отличить добро от зла, оно желает всего. Предоставленный самому себе, ребёнок делается неукротимо своевольным. Это дети по имени «хочу». Если ребёнок не послушен родителям, то он никогда не будет послушен Богу.

Необходимо убеждать детей опытом и примерами, собственными и чужими, в том, как опасно без позволения исполнять свои желания, чтобы они привыкали полагаться на волю родителей, причём воля родителей соотносится с волей Божией. При этом, воспитывая у ребёнка навык отказывать себе в своих желаниях, воспитывать силу воли. Но если ребёнок поступил плохо, нарушил волю родителей, а значит и волю Божию, то нужно ребёнка учить раскаиваться в своих проступках. Необходимо быть для ребёнка не только строгим судьёй, но и добрым другом, чтобы ребёнок не боялся раскаиваться в своих проступках, а потом не совершать их. Этим родители готовят детей к будущей взрослой жизни, когда при падении дети будут вставать с именем Божиим.

Дети очень рано начинают подражать матери и отцу. Хотите, чтобы ваш ребёнок был уступчивым, терпеливым, милосердным – начните с себя. Доброделанию надо учиться, как и всему другому. Необходимо воспитывать ребёнка в тяготении к добру, используя для этого повседневные жизненные ситуации с выводами и добре и зле.

Когда родители говорят между собой, дети прислушиваются и усваивают не только мысли, но и обороты речи. Поэтому в присутствии детей никогда не врите, называйте вещи своими именами, рассуждайте о происходящем с позиций православия. Спрашивайте детей, что они думают о том, или другом событии. И этим вы будете учить детей рассудительности, которая впоследствии убережёт детей от необдуманных проступков.

Обязательно учить детей первым трудовым навыкам. Ребёнок должен быть всегда занят. Праздность развращает. И в этом деле нужно опять начинать с себя.

Но самое главное – учить ребёнка общению с Богом через молитву. Ребёнок должен быть уверен, что Бог живой, что Бог его любит и слышит. И тогда с Божьей помощью вам удастся избежать кризисов этого периода детства.

 

  • Отрочество.

 Отрочество – это школьный возраст от 8 до 13 лет. Психологическая характеристика этого возраста следующая: изменяется социальная позиция ребёнка, теперь он ученик и главное в его жизни – учёба.

Постепенно отношение к учёбе и к самому себе меняется. К 5-му классу на вопрос: «Любишь ли ты учиться?», дети отвечают в основном неопределённо, редко положительно. Они устают, снижается интерес к ряду предметов.

В этом же возрасте происходит бурный рост негативных самооценок. Треть 5-классников дают о себе полностью отрицательные характеристики.

К 13 годам развивается кризис, и он связан с половым созреванием ребёнка. Мир наполняется новым смыслом. То, что раньше не играло никакой роли в жизни ребёнка, выступает на первый план. Прежние интересы отмирают, ребёнок изживает своё детство. Эта фаза общей неопределённости, негативизма. Ребёнок растерян, раздражителен, быстро утомляется, резко колеблются настроения, терпят крушения авторитеты.

Основное приобретение этого возраста – это переход к самосознанию. Ребёнок определяет своё место в окружающем мире и в обществе. Острой фазы негативизма может и не быть, но изменение интересов ребёнка происходит всегда.

Как помочь ребёнку? Как оградить его от зла? Может быть, посадить его дома и следить за каждым шагом? Не получится, так как ребёнок будет стремиться обмануть вас и перехитрить, вы просто научите его жить во лжи. Может быть, всё запрещать – друзей, компьютер, музыку? Он будет делать назло. Может быть, просто побить? Этим вы оскорбите его, и он может уйти из дома. Что же делать? Этими способами вы не сможете оградить ребёнка от окружающего мира. Да и есть ли в этом необходимость?

Необходимо другое. В течение всего отрочества нужно не просто уроки проверять, а дать христианское начало каждой науке. К сожалению, мало у нас православных гимназий, поэтому самим родителям нужно заниматься этим. Изучая биологию – ребёнок должен восхищаться разумным устроением мира Богом Творцом; изучая историю – понимать, что верность Богу ведёт к процветанию стран и народов, а отступление от Бога – к войнам, катастрофам, исчезновению целых стран и народов; изучая литературу – ребёнок оценивает поступки тех или иных героев с позиций христианской нравственности.

Необходимо быть другом ребёнка, чтобы он не замыкался в своём мире. Если ребёнок замкнётся, то вы не будете знать – о чём он думает, а значит, и его поступки будут непредсказуемы для вас. Вы должны точно знать круг его друзей и круг его интересов, причём друзья должны бывать в вашем доме, а о своих интересах ребёнок расскажет сам. Если вам не нравится новый знакомый или новое увлечение ребёнка – нельзя кричать: «Я тебе запрещаю!» Будет только хуже. Необходимо говорить с ребёнком, подчёркивая пагубные черты и последствия. Да, на это понадобится время, но ребёнок должен сам отказаться от этого увлечения или друга.

Если ребёнок до этого возраста воспитывался в благочестии, то сделать это будет легче. Но необходимо применять все средства, которые для этого даёт нам Церковь. В результате подросток должен ощутить себя христианином и разумно убедиться, что только христианство и есть истинный путь в этой жизни, который приводит и к земному счастью, и к спасению. Это должно стать его жизненным убеждением. Тогда вашему ребёнку не страшны житейские бури и соблазны мира сего. Это и есть итог православного воспитания – воспитать христианина.

 

  • Юность.

 Юношество – это, пожалуй, самый сложный период детства и продолжается с 14 до 18 лет. Кризис этого возраста развивается к 17 годам. Психологически это выражается в следующем: впервые наступает реальное осознание жизненной перспективы, возникают профессиональные намерения (ищет ответ на вопрос: «Кем быть?»). При этом ребёнок уже не подражает взрослым, а считает себя таковым. Он требует признания своей самостоятельности, равенства, хотя нет для этого никаких оснований – ни физических, ни интеллектуальных, ни социальных. Ничего не принимает на веру.

Поведенческая реакция в этом возрасте может быть следующая:

1.Пассивно-оборонительная. Ребёнок замкнулся и отказывается от общения, сидит дома.

2.Реакция «оппозиции» – протест при непосильных требованиях (непослушание, дерзость).

3.Реакция компенсации – слабость одной психофизической функции компенсируется другой. Например, физическая слабость компенсируется успехами в учёбе и наоборот («отлично» по физкультуре, «неуд.» по математике).

4.Реакция имитации – проявляется подражением кому-либо, чаще всего своему сверстнику, который пользуется популярностью и авторитетом.

5.Реакция группирования – стремление ребёнка в группу сверстников, желание жить увлечениями этой группы.

Главными опасностями юношеского возраста являются жажда впечатлений, склонность к общению и отношение с другим полом.

Свт. Феофан характеризует юношеский возраст как «вскипание телесно-духовной жизни». Юноша стремится быть под беспрерывным потоком впечатлений, всегда новых и разнообразных. Ему не сидится дома, не стоится на месте. Его стихия – развлечения. При этом он может оторваться от действительности, уходит в придуманный мир и живёт в этом придуманном мире, не желая возвращаться из него. Пример – игромания.

Жажда впечатлений, развлечений побеждается трудолюбием, занятием серьёзным делом (нравится «качаться» – участвуй в соревнованиях, любишь сидеть у компьютера – займись программированием, нравится биология – участвуй в олимпиадах, научился играть на гитаре – запишись в ансамбль). От этого стремления к новым впечатлениям никуда не уйти, но со стороны родителей необходимо направить его в нужное русло.

Следующая склонность юности – склонность к общению. Новые чувства, которые открыл в себе юноша, не могут быть скрыты в себе. Юноша нуждается в лице, с которым он мог бы разделить эти чувства, то есть в товарище, друге. Это потребность благородная, но и очень опасная. Кому доверяешь свои чувства, тому даёшь власть над собой.

Хорошо первым другом иметь своего отца или мать, или кого-то из родных, опытного и доброго. Есть у православного юноши и Богом данный друг – это духовный отец. По молитвам его и родителей Бог пошлёт юноше и настоящих друзей. В наше время в епархиях, при многих приходах созданы молодёжные клубы, растёт военно-патриотическое движение, православный туризм или паломничество (сплавляются по рекам, идут пешеходными маршрутами),школы звонарей и иконописцев, православные ансамбли и театры и т.д. Именно здесь юноша найдёт себе настоящих товарищей, близких ему по духу.

Но главная и самая опасная, по мнению свт. Феофана особенность юности – обращение с другим полом. Если в первых соблазнах юноша сбивается с пути, то в этом случае он теряет себя. Побуждение этого влечения связано с потребностью прекрасного и с повелением Божиим: «Плодитесь и размножайтесь». Юноша ищет свою 2-ю половину, в его голове уже создан идеальный образ – это нежная красавица принцесса, которая будет любить только его одного. Но в реальной жизни он встречает девицу, в одной руке которой бутылка пива, а в другой – сигарета, и мат для неё – это язык общения. Вместо райского блаженства и вечной любви ему тут же предлагают секс. Редкий юноша устоит перед таким искушением, да и перед товарищами неудобно – ещё подумают, что он не такой, как все.

Каждая девушка мечтает о мужественном, сильном, надёжном юноше. Но, попав впервые в ночной клуб, она что-то выпьет, съест какую-то таблетку – и мир станет прекрасней, а юноша, который окажется с ней – и будет тем самым принцем. Только потом она поймёт, что это наркоман, что он заразил её страшной болезнью, и жизнь её, едва начавшись, скоро закончится в наркотическом дурмане. Так не всё ли равно – с кем и куда пойти? Ведь будущего у неё больше нет.

Что же делать, чтобы с детьми не случилось такой беды? Необходимо от самого их рождения заботиться о воспитании их веры и благочестия, стремиться сохранить и приумножить благодать святого крещения, дать детям истинное образование – то есть восстановить образ Божий в их душе. Будем помнить, что дети находятся под нашим попечением, под нашим крылом до 17-18 лет, а потом они уходят во взрослую жизнь, и они сами принимают решения. Научим их во всём полагаться на волю Божию, научим их рассудительности перед принятием решения. Не зря святая Псалтырь начинается с утверждения: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Пусть всегда помнят эти слова, и если они упадут, то встанут с помощью Божией. Начнём воспитание наших детей с самих себя, беспрестанно будем молиться о них. К этому призывают нас святые отцы: «Чтобы детям благоволил Господь избежать опасностей, надо молиться день и ночь» (свт. Феофан Затворник); «Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: «Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях» (старец Иероним Афонский).

 

 

Литература

1.Игумен Георгий Шестун. «Как приобщить ребёнка к Божественному счастью». Самара. 2011г. Межвузовская кафедра православной педагогики и психологии СамПДС.

2.«Святые отцы о воспитании». Москва. 2010г. Лепта Книга.